Доступная среда

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В детском саду разработан и утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах

В учреждении оборудовано 5 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для хранения и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей, а также развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. Внутреннее пространство детского сада, помимо групповых помещений, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, физкультурный и музыкальный зал.

 

Сведения об объектах для проведения практических занятий 

Созданная коррекционно-развивающая среда в детском саду – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

 В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:

§ 5 групповых помещений

§ 1 кабинет педагога-психолога

§ 1 физкультурный зал

§ 1 музыкальный зал

Групповые помещения и кабинеты оборудованы специальными средствами обучения и восприятия, приспособленные для использования лицами с ОВЗ  и

Кабинет педагога-психолога приспособлен как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий.  В кабинете имеется   дидактический материал,  мебель, столы, стулья, компьютер, оргтехника, массажный коврик, музыкальный центр и диски, аквалампа, аромонабор, набор тактильных шариков, проектор направленного света, песок в ящике с подсветкой, большой пуфик-кресло с гранулами, сенсорная тропа для ног.

Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, синтезатором, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется.

Физкультурный зал используется для проведения физкультурных занятий, соревнований, спортивных праздников и развлечений.

 

Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.  Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочниками, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Сведения об объектах спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы  физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, , физкультурные занятия, спортивные развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.

 

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

·электронные образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы и т.п.);

·аудиовизуальные (слайды);

· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

·демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)

·спортивные снаряды, мячи и т.п.

 

Сведения об обеспечении  беспрепятственного  доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад имеет одно отдельно стоящее здание. Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у центрального входа в учреждение.  Перед центральным входом в здание установлена вывеска с тактильной информацией с наименованием учреждения, графиком работы, места расположения для людей с инвалидностью по зрению. На входных дверях нанесена ярко - контрастная маркировка в виде круга жёлтого цвета. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.

 

Сведения о специальных условиях питания для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

 

СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

Сведения о специальных условиях охраны здоровья  для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня);  помещения детского сада оборудованы рециркуляторами воздуха.

Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает ГБУЗ «Холмская центральная районная больница на основании заключенного договора. Медицинская сестра осуществляет доврачебную медицинскую помощь, контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.

В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по письменному согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленным для использования   инвалидами  и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

 

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

 

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для  инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Во время проведения групповых занятий с детьми-инвалидами и с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, для повышения уровня восприятия информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные учебно-методические материалы на электронных носителях. При необходимости проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Группы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного пользования. Это:

 • мультимедийные комплексы (проектор и экран),

 • интерактивные доски.

Специальные технические средства обучения индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ – отсутствуют.

 

Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат  для  инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития, интерната, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

 

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами  и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Не имеется

 

1.Анкета к паспорту доступности.
2.Акт обследования к паспорту доступности:
    1.Территории, прилегающие к зданию.
    2.Входы в здание.
    3.Пути движения внутри здания.
    4.Зоны целевого назначения здания.
    5.Санитарно- гигиенические помещения.
    6.Системы информации на объекте.
3.План мероприятий.
4.Программа «Доступная среда»