Доступная среда

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В детском саду разработан и утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

 

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах, приспособленных для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Специально оборудованные учебные кабинеты в детском саду отсутствуют. Образовательная деятельность,  в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, проводится в групповых помещениях.

Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.

Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными требованиями, развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей, стимулирует познавательную, речевую, физическую активность и способствует развитию личности дошкольника.

В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Разнообразное оформление приёмных комнат, групповых помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.

 

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Специально оборудованные кабинеты для практических занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами отсутствуют. Для проведения практических занятий используются групповые помещения, кабинет педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы.

Кабинет педагога-психолога приспособлен как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий.  В кабинете имеется   дидактический материал,  мебель, столы, стулья, компьютер, оргтехника, массажный коврик, музыкальный центр и диски, аквалампа, аромонабор, набор тактильных шариков, проектор направленного света, песок в ящике с подсветкой, большой пуфик-кресло с гранулами, сенсорная тропа для ног.

Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, синтезатором, магнитофоном, музыкальными пособиями и игрушками. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется.

Физкультурный зал используется для проведения физкультурных занятий, соревнований, спортивных праздников и развлечений. Зал оснащен спортивным оборудованием, спортивным инвентарем, спортивными тренажерами, спортивным игровым оборудованием

 

Информация о библиотеке, приспособленной для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части:                       

- книги для воспитателя (методическая и справочная литература), которая подобрана в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.

- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №28 «Рябинка» села Чехов, сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, познавательная литература.

В групповых помещениях также имеются книжные уголки с детской художественной литературой, книги познавательной тематики. У воспитателей групп имеется методическая литература по всем разделам программы, справочный материал, хрестоматии с детской литературой и специальная коррекционная литература для индивидуальной работы с детьми.

 

 Информация об объектах спорта, приспособленных для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

В детском саду оборудованы:

- физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика,  физкультурные занятия, спортивные развлечения, индивидуальная работа с детьми, в котором имеются стандартное и нестандартное оборудование (гимнастические стенки, гимнастические скамейки, стойки и планки для прыжков, мишени разных типов, полоса препятствий, тоннели и дуги для подлезания, сухой бассейн),  спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки гимнастические, скакалки, шнуры, гантели, ленточки, следовые и массажные дорожки, мягкие модули). Оборудование и инвентарь (размеры, габариты и вес предметов) соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям).

- в группах «центры активности», где располагается различное спортивное оборудование, дидактические материалы, пособия для игр, способствующих развитию двигательной активности и формированию основ здорового образа жизни. Количество оборудования определяется из расчета активного участия воспитанников в процессе разных форм двигательной активности.

- спортивная площадка, расположенная на территории ДОУ, которая оснащена баскетбольными стойками, стойками для волейбольной сетки, воротами для мини-футбола, ямой для прыжков, спортивным комплексом для лазания и виса и мишенями для метания в цель.

 

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажѐры и спортивное оборудование (автотренажѐры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).     

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.

Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Физкультурный зал с физкультурным оборудованием: спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, шведская стенка,; баскетбольная стойка, скамейка, гимнастическая, мат гимнастический, палка гимнастическая, палка гимнастическая короткая, скакалки, кегли, мешочки с грузом, мяч набивной большой, малый, стойки для подлезания, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маты, игровые модули, маски и атрибуты для подвижных игр. На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице. Имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, футбольные ворота. Игровые площадки с песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники. Имеются веранды, где храниться игровое оборудование.

Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами (сделаны своими руками) для активной физической деятельности воспитанников. Физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

Музыкальный зал: фортепиано, музыкальный центр с караоке, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, фонотека, набор портретов композиторов, театральный уголок - ширма, музыкальная литература, музыкальный центр, наборы кукольных театров по русским народным сказкам.

Музыкальные уголки в группах: музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.

Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр в группах располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и воспитателями.

Уголок художественно-изобразительной деятельности для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа к зданию ОО

В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у центрального входа в учреждение.  Перед центральным входом в здание установлена вывеска с рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне с информацией с наименованием учреждения, графиком работы, места расположения для людей с инвалидностью по зрению. На входных дверях нанесена ярко - контрастная маркировка в виде круга жёлтого цвета. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета. Внутри здания детского сада имеются:

- тактильная мнемосхема расположения групповых комнат и кабинетов;

- тактильно-контурные указатели («Вход в помещение», «Выход из помещения»,  «Осторожно! Лестница вверх!», «Осторожно! Лестница вниз!»);

- набор тактильно-предупреждающих наклеек на перила  лестничного марша.

 При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.

 

Информация о специальных условиях питания для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

Информация о специальных условиях охраны здоровья  для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня);  помещения детского сада оборудованы рециркуляторами воздуха.

Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает ГБУЗ «Холмская центральная районная больница на основании заключенного договора. Медицинская сестра осуществляет доврачебную медицинскую помощь, контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.

В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по письменному согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленным для использования   инвалидами  и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

 

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

 

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для  инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Во время проведения групповых занятий с детьми-инвалидами и с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, для повышения уровня восприятия информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные учебно-методические материалы на электронных носителях. При необходимости проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Группы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного пользования. Это:

 • мультимедийные комплексы (проектор и экран),

 • интерактивные доски.

Специальные технические средства обучения индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ – отсутствуют.

 

Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат  для  инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития, интерната, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

 

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами  и  лиц с ограниченными возможностями здоровья

Не имеется

 

1.Анкета к паспорту доступности.
2.Акт обследования к паспорту доступности:
    1.Территории, прилегающие к зданию.
    2.Входы в здание.
    3.Пути движения внутри здания.
    4.Зоны целевого назначения здания.
    5.Санитарно- гигиенические помещения.
    6.Системы информации на объекте.
3.План мероприятий.
4.Программа «Доступная среда»